Увеличивающиеся объемы строительства не скажутся на качестве

Мосгосстройнадзор — важная составляющая строительного комплекса столицы. Комитет контролирует качество строительных работ, следит за соответствием строящихся зданий, применяемых конструкций и материалов требованиям проектной документации и технических регламентов, выдает разрешения на возведение объектов и ввод в эксплуатацию.

Глава Мосгосстройнадзора Анатолий Зайко рассказал корреспонденту «Московской перспективы» Сергею Чаеву о работе организации и о своих взглядах на состояние отрасли и качество строительства в Москве.

— Анатолий Николаевич, сколько недвижимости находится под вашим контролем?

— В данный момент — 2843 объекта будущей недвижимости общей площадью 32,4 млн кв. метров без учета присоединенных территорий. Это жилые дома, объекты социальной и дорожно-транспортной инфраструктуры, гаражи, инженерные сети и сооружения, а также высотные и уникальные здания.

— Какое количество нарушений было выявлено в 2012 году?

— С начала года наши специалисты провели 7,8 тысячи проверок строящихся объектов, по итогам которых выявлено 65,3 тысячи нарушений. Много это или мало? Если сравнивать с прошлым годом, количество нарушений по качеству работ стало меньше процентов на 30.

— Как работают ваши инспекторы?

— Служба наша неординарная, нас не готовят в институтах. По моему мнению, чтобы стать инспектором по надзору, надо пройти хорошую строительную школу, иметь за плечами не один построенный объект, обладать знаниями функций подрядчика, заказчика. Еще только собираясь на стройплощадку, опытный инспектор знает, на что обратить внимание в первую очередь: насколько грамотно сделано армирование конструкций, как устроена опалубка, соблюдаются ли правила бетонирования несущих конструкций, он учитывает множество вещей, от которых напрямую зависит конечный результат. Наши мобильные лаборатории задействованы практически на каждой стройплощадке, экспресс-анализы проводятся прямо на объектах. И если организация допускает в вопросах качества нарушения, например, отступает от проекта, то выдаем предписания, в которых указываем виды нарушений и срок их устранения. Кроме предписаний мы выносим постановления о привлечении правонарушителей к административной ответственности. С начала 2012 года наложено штрафных санкций на общую сумму свыше 236 млн рублей, что почти в три раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На злостных нарушителей направляем материалы в саморегулируемые организации, которые имеют право принимать меры дисциплинарного взыскания вплоть до исключения их из своего состава и лишения допуска на проведение строительных работ. Как правило, заказчики и подрядчики стараются не откладывать дело в долгий ящик и устраняют нарушения в полном объеме и в установленные сроки. Вообще говоря, я считаю, что контроль над качеством и безопасностью столичных строек нужно только усиливать, а к нерадивым заказчикам и подрядчикам применять самые жесткие меры — вплоть до их отстранения от работы.

— Какие нарушения наиболее распространенные? В чем их причина?

— Более трети нарушений связано с качеством строительно-монтажных работ. При возведении конструкций из монолитного железобетона подрядчики часто допускают отступления от проектной и рабочей документации, не соблюдают требования по устройству армокаркасов и укладке бетонной смеси. Много нарушений в культуре производства. Необходимо усилить работу по содержанию стройплощадок. Нередко встречается проблема небезопасного складирования материалов, нехватки оборудования, в том числе трапов, подъемников, ограждений, улавливающих сеток. Основными причинами нарушений являются низкая квалификация рабочих и инженерно-технических работников подрядных организаций, ненадлежащее исполнение инженерным составом своих обязанностей. Неэффективен и строительный контроль, осуществляемый заказчиками.

— Сегодня город сделал акцент на развитие транспортной инфраструктуры. Какова специфика надзора подобных объектов?

— Масштаб строительных работ по развитию транспортной инфраструктуры потребовал от нас определенной перестройки. В комитете проведена реорганизация — специалисты были перераспределены, служба по дорожному надзору усилена. В настоящее время осуществляется надзор за 183 дорожными объектами. Практически в ежедневном режиме с привлечением испытательных лабораторий Мосгосстройнадзора мы проводим весь набор контрольных мер — от отбора проб слоев дорожного покрытия до измерения ровности и уклонов дорог. В лабораторных условиях проверяются физико-механические характеристики бетона и асфальтобетона и других материалов на соответствие требованиям проектов и ГОСТа. Ежедневный контроль над ведением работ непосредственно на объектах позволяет своевременно выявлять брак, оперативно и без потери средств и времени принимать меры к его устранению. Ответственно заявляю, что высокие темпы и увеличивающиеся объемы дорожного строительства не приведут к ухудшению качества построенных магистралей.

— Для чего понадобилось создавать подведомственный вам Центр экспертиз, испытаний и исследований в строительстве?

— Мэр Москвы Сергей Собянин подписал распоряжение о создании в Комплексе градостроительной политики и строительства Москвы ГБУ «Центр экспертиз, исследований и испытаний в строительстве», подведомственный нашему комитету.

Данный центр создан с учетом возросших объемов строительства, в том числе дорог и объектов метрополитена. Специалисты будут проводить обследования, лабораторные и иные испытания, экспертизы в целях выявления и пре-

дупреждения нарушений при строительстве и реконструкции, а также выполнять работы по оценке энергоэффективности объектов, включая определение класса энергетической эффективности зданий и сооружений при их вводе в эксплуатацию. Проведение инструментального контроля непосредственно на объектах позволит своевременно выявлять дефекты при строительстве, что в дальнейшем будет способствовать снижению эксплуатационных затрат, а также предотвратит возможные чрезвычайные ситуации на объектах, снизит риск необходимости выделения бюджетных средств на их ликвидацию. Мы надеемся, что работа ГБУ позволит улучшить качество работ на московских стройплощадках.

— Как обстоят дела с качеством строительства на присоединенных территориях?

— Специалисты комитета начали знакомиться с новыми территориями с момента принятия решения о расширении границ Москвы, то есть с начала лета прошлого года. По нашим данным, на территории новой Москвы ведется строительство около 5 тысяч объектов. Для обеспечения надзора комитету выделено дополнительно 40 человек, образованы два новых управления надзора — Троицкое и Новомосковское. Кроме того, для проверки качества работ планируем закупить дополнительное оборудование для наших строительных лабораторий. С 1 июля наши инспекторы проверили 904 объекта и выявили 2,5 тысячи нарушений. Анализ проверок показывает, что на территории новой Москвы предстоит еще много работы, чтобы поднять уровень организации строительства до норм, принятых в старой Москве. Недавно в Мосгосстройнадзоре мы провели семинар, на который пригласили представителей более 100 строительных компаний, работающих на новых территориях. Довели до строителей наши требования по надзору, узнали о проблемах, которые их волнуют. Считаю, что мы способны справиться с поставленными задачами и обеспечить должный контроль строительства в новой Москве.

Сергей Чаев

Источник: http://www.mperspektiva.ru/interview/a-549.html