Как выбраться из медвежьего угла

Как выбраться из медвежьего угла

  • Мерешко Надежда


При слове «авиация» воображение рисует большие трансконтинентальные авиалайнеры и уходящие за горизонт взлетно-посадочные полосы. Однако зачастую для обычных людей важны не они, а совсем небольшие самолеты и аэропорты, которые связывают человека с «большой землей», с центрами активной жизни. В советское время малая авиация играла важную роль в развитии многих секторов народного хозяйства во всех регионах страны, в особенности в удаленных районах Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Сегодня она находится в критическом состоянии. На протяжении двух последних десятилетий ее использование снижалось вместе с сокращением действующих аэропортов: с 1,3 тыс. в начале 1990-х до неполных трех сотен сегодня.

Потеря аэропортов, а вслед за ними и населенных пунктов влечет за собой деградацию территорий, утрату возможностей для их развития. Именно это отчасти и стало происходить в Республике Алтай, где малая авиация традиционно играла большую роль, прежде всего в туристической отрасли. Восстановление авиасообщения в республике началось после того, как три местных аэропорта были включены правительством в подпрограмму «Гражданская авиация» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)». Недавно завершилась реконструкция первого аэропорта — в Горно-Алтайске. Уже летом туда откроются регулярные рейсы из Москвы, что позволит резко увеличить приток туристов.

Не выжить без дотаций

«Во всем мире местная авиация дотационна, поскольку она малорентабельна, а зачастую и вовсе не рентабельна. Это авиация медвежьих углов. Она не нужна в Москве и центре с развитым автодорожным хозяйством. Но в труднодоступных регионах авиации нет альтернатив», — говорит «Эксперту» генеральный директор российского центра легкой авиации «Росавиацентр» Роберт Тиллес.

Финансирование малой авиации до 1990-х годов производилось в основном за счет перекрестного субсидирования; в эту нерентабельную сферу направлялась часть прибыли «Аэрофлота». В эпоху рыночных реформ доступность авиаперевозок для населения резко снизилась: если раньше цена билета составляла около 4% от среднемесячной зарплаты, то сегодня превышает 30%. Следствием этого стало многократное падение спроса и резкое сокращение авиаперевозок малой авиации по всей стране. Одновременно начала приходить в запустение и инфраструктура аэропортов. По оценкам Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации (ГосНИИ ГА), с начала 1990-х годов из строя выведено порядка 85% аэродромов для малой авиации.

Там, где авиасообщение с удаленными районами сохранилось, рейсы стали выполняться значительно реже, порой раз в неделю, да и то в основном благодаря поддержке региональных бюджетов (общей федеральной программы субсидирования малой авиации сегодня нет). Например, в Республике Саха (Якутия) с 2002 года средневзвешенный тариф на перевозки для населения составляет 27% от экономически обоснованного тарифа. Выпадающие доходы местных авиакомпаний субсидируются из бюджета республики. Генеральный директор ОАО «Авиакомпания “Полярные авиалинии”» Андрей Корякин полагает, что именно эта поддержка стала решающим условием сохранения региональной авиации в 22 арктических и северных районах.

Вслед за туристами

Республика Алтай стала одним из субъектов федерации, где реализуются первые проекты по развитию региональной авиатранспортной инфраструктуры: уже реконструирован аэропорт в Горно-Алтайске, в ближайшее время будут открыты два аэропорта в удаленных селах Усть-Кокса и Кош-Агач. Все три аэроузла для малой авиации существовали в республике до начала 1990-х годов. С исчезновением регулярного авиасообщения передвижение жителей значительно затруднилось. Альтернативой стал аэропорт Барнаула в соседнем Алтайском крае, там же расположена и ближайшая железнодорожная станция (в Республике Алтай железной дороги нет). Поездка на автотранспорте от Барнаула только до Горно-Алтайска по времени равноценна перелету до Москвы и занимает около четырех часов.

Население лишилось не только удобного сообщения, но и доходов от одной из двух основных отраслей — туризма (второй значимый сектор республиканской экономики — сельское хозяйство). Дорога для желающих посетить алтайские заповедники и курорты стала слишком утомительной и дорогостоящей, поток туристов схлынул. Как рассказал «Эксперту» директор Катунского государственного биосферного заповедника Александр Затеев, сейчас отдыхать на Алтай приезжают лишь немногие состоятельные туристы, решившиеся на долгий путь: автопереезд из Барнаула до Усть-Коксы — больше шести часов. Хотя не так давно ежедневные авиарейсы Як-40 были настолько заполнены, что местным жителям не всегда удавалось купить на них билеты.

Столичный аэропорт республики, лишившийся регулярных рейсов, тем не менее продолжал функционировать. Регулярное сообщение впервые за 20 лет открыла авиакомпания «Ангара» в 2010 году, после приобретения аэропорта компанией «Сибмост». Субсидируемые из регионального бюджета рейсы в Новосибирск и транзитные — через Нижневартовск и Сургут — стали выполняться на самолете Ан-24.

После включения аэропорта в федеральную целевую программу и проведения реконструкции класс аэродрома в Горно-Алтайске повысился с Д до В — это позволяет принимать и обслуживать не только небольшие самолеты, но и среднемагистральные суда. Длина взлетно-посадочной полосы увеличилась вдвое — до 2,3 км, а пропускная способность аэровокзала выросла четырехкратно — до 200 пассажиров в час. В эксплуатацию аэропорт сдан в ноябре 2011 года. Общий объем инвестиций в длившуюся около трех лет масштабную реконструкцию составил 1,1 млрд рублей, в том числе 120 млн рублей вложил «Сибмост» и 180 млн рублей — правительство Республики Алтай.

Как сообщила «Эксперту» полномочный представитель Республики Алтай в Москве Ирина Лозовая, в настоящее время уже заключено соглашение с авиакомпанией «Сибирь» (бренд S7) об открытии в конце мая регулярных рейсов из Горно-Алтайска в Москву. Возможно, в достижении этой договоренности не последнюю роль сыграл собственник аэропорта компания «Сибмост», а точнее, ее генеральный директор и совладелец Альберт Кошкин, который одновременно является и председателем совета директоров авиакомпании «Сибирь».

Сейчас, как сообщили в аэропорте, средний ежемесячный пассажиропоток составляет около 560 человек. С открытием прямого авиасообщения с Москвой, которое будет осуществлять среднемагистральный самолет Airbus-319 авиакомпании S7, прогнозируется увеличение пассажиропотока аэропорта, по предварительным подсчетам, до 2,2 тыс. человек в месяц. Рейсы будут выполняться три раза в неделю в летний период, а в зимний — два.

Деревенский аэропорт

Не успела утихнуть радость жителей Республики Алтай по поводу вновь открытого столичного аэропорта, как было принято решение о выделении средств на восстановление забытых аэродромов в труднодоступных селах Усть-Кокса и Кош-Агач. Соглашение о выделении средств на их реконструкцию республиканские власти подписали с Федеральным агентством воздушного транспорта в конце января. В соответствии с документом на реконструкцию аэропортового комплекса села Усть-Кокса будет выделено 560,8 млн рублей, в том числе средства федерального бюджета — 301,8 млн. На реконструкцию аэропортового комплекса Кош-Агача будет выделен 521 млн рублей, в том числе из федерального бюджета 279,6 млн.

Сохранившаяся в Усть-Коксе 750-метровая взлетно-посадочная полоса позволяет до сих пор принимать малую авиацию, в Кош-Агаче аэропортовая инфраструктура полностью утрачена. Поэтому в первом случае речь идет о реконструкции и модернизации, а во втором — о возведении с нуля на новом месте. За счет государственного финансирования в аэропортах будет вестись строительство и реконструкция взлетно-посадочных полос с искусственным покрытием, рулежных дорожек, мест стоянки воздушных судов, перронов, светосигнального оборудования и других объектов аэродромной инфраструктуры. Реконструкция аэровокзалов, складов горюче-смазочных материалов и других объектов сельских аэропортов будет финансироваться из бюджета региона с привлечением средств частных инвесторов. Например, в Усть-Коксе инвестором может выступить новосибирская туристическая компания «Скатт» — именно в этом селе берут начало многие туристические маршруты благодаря близкому расположению к многочисленным озерам и Катунскому хребту, где находится гора Белуха — самая высокая вершина в Сибири. Директор Катунского государственного биосферного заповедника не сомневается, что открытие аэропорта в Усть-Коксе вдохнет новую жизнь в туристическую деятельность района. На встрече с местными журналистами заместитель председателя правительства региона Роберт Пальталлер сообщил, что работы по строительству и реконструкции аэропортов начнутся в следующем году, а в 2015-м объекты будут введены в эксплуатацию.

Что такое малая авиация

ринято считать, что к малой авиации относятся самолеты вместимостью не более 50 пассажиров. Согласно Воздушному кодексу РФ, предусматривающему деление воздушных судов по взлетной массе, самолеты массой, не превышающей 5,5 тонны, относятся к легкой авиации. Сейчас широко используются оба этих названия. При этом к понятию «авиация» относятся не только самолеты, но и вся инфраструктура — аэродромы, хозяйство управления аэродромом, склады горюче-смазочных материалов, техническое обслуживание и ремонт, подготовка летно-технического состава. Расцвет малой (или легкой) авиации в нашей стране в советское время был тесно связан с началом серийного производства биплана Ан-2. В послевоенные годы именно этот безотказный самолет позволил связать удаленные населенные пункты с центром страны. Малая авиация выполняет целый ряд социальных функций. Помимо перевозок пассажиров и грузов с помощью малой авиации осуществляются медицинское обслуживание, доставка почты, природоохранные мероприятия, пожаротушение, охрана порядка, авиахимработы. На выполнение малой авиацией этих задач в СССР выделялись значительные средства.

В настоящее время правительство РФ приняло федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)». Реализация всех запланированных до 2015 года мероприятий по развитию воздушного транспорта в рамках этой программы позволит увеличить количество пассажиров на местных авиалиниях в 1,5 раза — до 2,65 млн человек в год.

  • Выход из нынешнего глобального кризиса потребует мощных усилий государства по обеспечению структурной перестройки экономики на основе нового технологического уклада. При этом расходы на науку должны в целом вырасти втрое, а национальная норма накопления — не менее чем в полтора раза, до 35–40% ВВП
  • Марш КОТов
  • Оператор моментальных платежей Qiwi с партнерами запустили сеть автоматических пунктов выдачи посылок. Почтоматы конкурируют с курьерами и обычной почтой за интернет-покупателей