Москва: расширение или реконструкция

Москва: расширение или реконструкция1

  • Елена Кончева


Зарубежные эксперты в области архитектуры, городского планирования, транспорта и смежных проблем на прошлой неделе приняли участие в Международном урбанистическом форуме. В частности, специалисты Urban Land Institute участвовали в проведении стратегической сессии, целью которой являлось исследование и выработка рекомендаций по превращению Москвы в глобальный город, сообщает пресс-центр форума. Для экспертизы были выбраны три темы: сценарии расширения Москвы, развитие общественного транспорта, реновация индустриальных зон.

Эксперты института сошлись во мнении, что Москва, по крайней мере, на данный момент, вовсе не нуждается в расширении, подчеркнув при этом, что у города очень хорошие перспективы развития. Кристофер Чоа, директор международной консалтинговой компании в области строительных и инфраструктурных проектов AECOM Design + Planning, заявил, что вместо расширения хорошим решением для города стала бы реконструкция заброшенных промзон. По мнению специалиста, Москва не должна утратить такое ценное качество, как плотность застройки. Действительно, высокая плотность населения, как считается на современном этапе развития урбанистики, является вовсе не препятствием, а, наоборот, двигателем развития городов. Джим Хайд из Urban Land Institute подчеркнул, что необходимо разработать индивидуальный план развития каждой из промышленных зон Москвы.

Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству, заявил, что основные принципы проектирования и использования промышленных зон будут определены до конца следующего года, а в 2013 году начнется уже реальное проектирование. «Мы заканчиваем разработку проекта использования заводских площадей ЗИЛа. В течение месяца будет определен основной функционал и прописаны технико-экономические параметры», – сообщил он. Всего подвергнуться регенерации могут 7,4 тыс. га промзон. По словам заместителя мэра, сейчас эти территории пребывают в плачевном состоянии – здесь размещаются рынки и проживают нелегалы.

Примеров успешной регенерации малоиспользуемых промышленных зон в мире немало, есть они и в Москве: «Винзавод», «Красный Октябрь». При регенерации существующих промышленных зон планируется строительство комплексных кварталов – это будут не только спальные районы и не обязательно культурные центры – по образцу существующих примеров – здесь, в частности, планируется создание технопарков, которые помогут городу генерировать новые рабочие места. «Наш город не должен быть одним большим спальным районом», – заявил Хуснуллин. Джим Хайд выступил с предложением перенести в бывшие промышленные зоны государственные структуры.

На заседании комиссии при правительстве Москвы по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия, более известной как «сносная комиссия» Марат Хуснуллин сообщил, что правительство Москвы собирается прекратить строительство в центре города в течение трех лет. Помимо этого рассматривается вопрос превращения некоторых улиц в центре города в пешеходные. «Центр Москвы должен быть ее капиталом», – приводит РИА «Новости» слова Хуснуллина.

В целом все эти заявления складываются в стройный и логичный план развития города и пророчат ему счастливое будущее. Действительно, осуществление перечисленных действий позволило бы решить массу проблем города. Решился бы вопрос о сохранности архитектурного наследия центральной части города и повышении ее туристической привлекательности благодаря созданию пешеходных улиц. Часть деловых функций, которые в результате этого неизбежно оказались бы вытесненными отсюда, стало бы возможно перенести в заново осваиваемые промзоны. Это, помимо всего прочего, помогло бы решить проблему чрезмерной концентрации экономической активности – как сообщалось на форуме, по данным экспертов, 6% земли в Москве концентрируют 40% рабочих мест, что и является основной причиной возникновения пробок. Помимо этого, огромная площадь промзон позволила бы обеспечивать город новыми рабочими местами и жилплощадью в течение долгого времени. Размещение промышленных зон на территории Москвы поспособствовало бы воплощению еще одной идеи, также означенной на форуме, – создания города, где экономическая активность рассредоточена по нескольким кластерам. Расположение большей части заводов на берегу реки позволило бы создать привлекательные архитектурные ансамбли на набережной, ключевую роль которой в формировании городского пространства подчеркивают многие урбанисты.

Тем не менее, при всех очевидных преимуществах подобного сценария развития у него есть один существенный недостаток – необходимость огромных инвестиций. Реконструкция промышленных зон в черте города и «оздоровление» занимаемых ими территорий, которые зачастую оказываются сильно загрязненными, намного дороже, чем строительство новых кварталов в пригороде «с нуля». Вопрос в том, захочет ли правительство Москвы прислушаться к советам экспертов в такой степени, чтобы скорректировать уже существующий план и пойти на беспрецедентные по масштабам и стоимости работы по реконструкции города.

  • Депутаты Мосгордумы утвердили соглашение об изменении границ города и области
  • Правительство Москвы предлагает малому бизнесу беспрецедентные меры поддержки