Модернизация дорожной сети в Воронежской области не прекращается даже зимой. Фото: Игорь Филонов

Минтранс поможет повысить логистический потенциал Воронежской области

Модернизация дорожной сети в Воронежской области не прекращается даже зимой. Фото: Игорь Филонов
Модернизация дорожной сети в Воронежской области не прекращается даже зимой. Фото: Игорь Филонов

Первоочередные меры по развитию транспортной системы региона были намечены на совещании в Воронеже под руководством министра транспорта РФ Игоря Левитина.

У Воронежа есть все предпосылки для того, чтобы стать крупным транспортно-распределительным центром страны: Москва недалеко, Украина рядом, в наличии важнейший железнодорожный узел, «олимпийская» автотрасса, международный аэропорт и даже водная артерия — Дон. Однако без серьезных вложений в реконструкцию инфраструктурных объектов эти преимущества относительны.

Федеральная магистраль М-4 «Дон» — основная вертикальная ось дорожной системы России — вниманием не обижена. Модернизация ее почти не прерывается. Впрочем, и трафик растет опережающими темпами. На территории Воронежской области годовой объем перевозок грузов превышает 12 миллионов тонн, пассажиров — 16 миллионов человек. Недавно после ремонта открыли очередной скоростной участок — 34 километра в Бобровском районе. Проезд здесь в ближайшие годы сделают платным. Работы обошлись бюджету РФ более чем в десять миллиардов рублей. Другой отрезок М-4 (за 15,7 миллиарда) строят на окраине Воронежа: запроектированы новые транспортные развязки, путепровод и мост. Сдача запланирована на 2013 год. К тому же сроку появится и развязка в Лискинском районе.

— Скоро начнется разработка документации для продолжения магистрали на выезде из Воронежа — близ Новой Усмани. Придется разбираться там с жилищной застройкой, — сообщил председатель правления госкомпании «Росавтодор» Сергей Костин. — Две трети трассы М-4 в Воронежской области уже в удовлетворительном состоянии, в 2016 году реконструкцию закончим.
В итоге платным должен будет стать проезд по «Дону» с 492 километра (обход Воронежа) до границы с Ростовской областью. В регионе надеялись, что дублером М-4 «назначат» областную дорогу Воронеж — Луганск.

— Она соединяет магистраль А-144 Курск — Борисоглебск с М-4 и ведет к атомной станции, обеспечивает выход на таможенные коридоры, — отметил воронежский вице-губернатор Сергей Куприн. — Мы оформили почти все документы для передачи дороги в федеральную собственность. Минтранс подтверждал, что вопрос можно вынести на рассмотрение правительства.

Смена собственника обеспечила бы приток денег на содержание и ремонт трассы. Но замглавы Федерального дорожного агентства Сергей Потапов заявил, что «концепция в некоторой части меняется» и Воронеж — Луганск «будет хорошей территориальной дорогой».

Через Воронеж проезжает 3500 транзитных машин в день, и пропускная способность улиц исчерпана

С введением платы за проезд по М-4 увеличится нагрузка на другие дороги. Пора укреплять полотно, которое уже не выдерживает интенсивности движения: грузоотправители предпочитают автотранспорт железнодорожному. Особого внимания требует федеральная трасса А-144. Хотя на повышение ее безопасности потрачены большие средства из госказны, в сравнении с прошлым годом количество ДТП здесь увеличилось на 15 процентов (со смертельным исходом — на 75). Надо срочно расширять ряд участков и строить обходы Анны и Борисоглебска. Игорь Левитин предложил определить ключевые мероприятия по А-144 на пять-семь лет.

При обсуждении выяснилось, что в области не хватает автозаправочных станций. На федеральных дорогах их 59, на региональных — 95, норматив не выполнен. Иллюзия избытка АЗС возникает потому, что распределены они неравномерно. Чиновники решили навести порядок, начав с Курской трассы.

Еще одна беда — отсутствие нормального сообщения с восточными районами. Нужен коридор от Богучара с выходом на трассы М-6 «Каспий» и А-144. Не обойтись и без новых развязок в Воронеже. Через областной центр проезжает более 3,5 тысячи транзитных машин в день, и пропускная способность улиц исчерпана.

Между тем в городе развивается торговля — а значит, и грузоперевозки. Железнодорожники предлагают оборудовать на своей базе логистический центр контейнерного бизнеса. Планы комплексные: реконструкция вокзала «Воронеж-3» (чтобы время прохождения «южных» поездов по ЮВЖД сократилось на 40 минут), создание технического парка и участка осмотра и ремонта электропоездов. Но необходимые три миллиарда рублей пока никто не обещал. Зато, судя по настрою Игоря Левитина, найдутся средства на строительство второго тоннеля для автомобилей под путями очень важного узла Юго-Восточной железной дороги в Лисках.

Власти рассчитывают, что при поддержке минтранса ускорится модернизация аэропорта «Воронеж»: основной объем финансирования пока приходится на 2015 год. На сегодня выполнены работы более чем на 820 миллионов рублей (нужно еще 850), и в 2012-м здесь смогут принимать лайнеры с низкосидящими двигателями — например используемые для чартерных рейсов «Боинги».

 Реконструкция взлетно-посадочной полосы ведется в рамках ФЦП, терминала — силами авиакомпании «Полет», которая является учредителем фирмы-оператора порта. Облправительство намерено войти в состав владельцев пэтого предприятия и привлечь стратегического инвестора, а также, вероятно, повлиять на политику аэровокзала — региональные перевозчики периодически жалуются на чинимые им здесь препятствия.

Аэропорт планируется сделать пересадочным узлом, обслуживающим соседние регионы (автомобильное сообщение с городами Липецкой и Белгородской областей уже налажено) и транспортно-логистическую зону «Чертовицкое». Построены соответствующие комплексы класса А, на складских площадях разместилось 20 предприятий. На развитие этого бизнеса понадобится порядка пяти миллиардов рублей.

Самые туманные перспективы в Воронежской области имеет речной транспорт. Использовать его могли бы для перевозки, к примеру, щебня, добываемого на юге региона. Но, как выразился кто-то из местных чиновников, «суда есть — глубины нет». Так, летом по обмелевшему Дону едва дотащили до строящейся атомной станции корпус реактора.

— Дать 350 миллионов на чистку русла — не вопрос. Но где вы будете брать по 80 миллионов в год на борьбу с заиливанием? За проход по реке никто, как я понял, не платит. Только портовые сборы. Но раз нет перевозок, нет и сборов, — заметил Игорь Левитин. — Если грузоотправители согласятся финансировать содержание реки, мы поможем вернуть ей судоходность.