Частные инвесторы не соблюдают условия софинансирования при строительстве объектов саммита — СП РФ

Москва. 9 ноября. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — Частные инвесторы не соблюдают условия софинансирования при строительстве объектов саммита в рамках форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) во Владивостоке, уровень вложения ими средств остается крайне низким, констатирует Счетная палата (СП) РФ.

Как сообщается в пресс-релизе СП РФ, ее коллегия 7 ноября рассмотрела промежуточные материалы проверки целевого и эффективного использования государственных средств, выделенных на проектирование и строительство объектов саммита в рамках форума АТЭС и социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья в администрации Приморского края, дирекциях Минрегиона и Росавтодора.

По мнению СП РФ, одним из важных аспектов реализации этого проекта является выполнение условий софинансирования строительства объектов саммита на принципах государственно-частного партнерства.

СП РФ называет только один пример успешного привлечения внебюджетных средств — строительство газопровода Сахалин — Хабаровск — Владивосток стоимостью 248,5 млрд рублей, инвестором которого выступил ОАО «Газпром» (РТС: GAZP).

Вместе с тем СП РФ отмечает, что из 16 объектов строительства с участием частных инвесторов по 8 объектам выполнение составляет от 1% до 15%, по 3 объектам строительство не начато. Предусмотренное за счет инвесторов строительство гостиниц на материковой части Владивостока на сумму 16 млрд рублей также не начато.

Кроме того, администрацией Приморского края не обеспечено софинансирование строительства объектов саммита за счет средств краевого бюджета на сумму 2,6 млрд рублей.

Эксперты контрольного ведомства отмечают отсутствие правовой основы, устанавливающей взаимодействие уровней власти и частных инвесторов, формирование системы взаимоотношений между ними и обеспечение баланса интересов сторон. Государственные заказчики не имеют рычагов воздействия на инвесторов, по предъявлению требований к акционерным обществам и частным инвесторам в части своевременности, достоверности и обоснованности отчетных данных о ходе реализации подпрограммы.

Проверка показала, что в целом из предусмотренного соответствующей государственной подпрограммой на 2008-2011 годы общего объема финансовых ресурсов в сумме 629,5 млрд рублей по состоянию на 1 сентября 2011 года перечислено по заключенным контрактам 440,3 млрд рублей, фактически освоено (выполнено работ) 395,4 млрд рублей. Подпрограмма в целом реализована на 62,8%.

Основные объекты саммита, включая Дальневосточный федеральный университет и конференц-центр, находятся в стадии завершения, их строительная готовность составляет порядка 80%.

Жилые дома для жителей острова Русский, а также ряд объектов электросетевого и транспортного хозяйства уже введены в эксплуатацию. Среди уже действующих объектов — морской терминал на острове Русский, взлетно-посадочная полоса аэропорта «Кневичи», водовод с насосными станциями Владивостока и другие.

Не вызывают опасений СП РФ и сроки окончания строительства мостов на остров Русский и через бухту Золотой Рог, а также иные объекты дорожной инфраструктуры.

СП РФ отмечает, что в течение всего срока реализации подпрограммы сохраняется тенденция к образованию объема неосвоенных средств подрядными организациями (дебиторская задолженность государственных заказчиков), обусловленная значительными объемами авансовых платежей, перечисленных подрядным организациям в связи с крайне сжатыми сроками строительства и снятием рисков несвоевременного ввода объектов в эксплуатацию. По состоянию на 1 сентября 2011 года общая сумма дебиторской задолженности трех государственных заказчиков, участвующих в реализации подпрограммы, составляла 31,0 млрд рублей.

Коллегия решила направить представление Счетной палаты в администрацию Приморского края, информационные письма — в правительство России ,Минрегион России и Росавтодор.