На севере Москвы построят альтернативную магистраль

В Москве начнется строительство 29-километровой магистрали, соединяющей юго-запад и северо-восток города и проходящей через его срединную часть.

По сути, в городе появится первая хорда — альтернатива дорожным кольцам, о необходимости создания которой транспортные эксперты твердили последние полвека. С проектом ознакомили мэра Москвы Сергея Собянина.

Радиально-кольцевая система, при которой все дороги ведут в центр, принято называть транспортным проклятием Москвы. Единственный способ компенсировать недостатки колец и радиусов — создать системы дорог-хорд, идущих в обход центра. К такому выводу эксперты-транспортники пришли еще почти век назад, отмечается в публикации газеты «Московская перспектива».

В двухтысячных годах НИиПИ Генплана прорабатывал два проекта крупных некольцевых дорог — две рокады, Северная и Южная, должны были пересечь город параллельно Москве-реке. Но в силу разных причин обе не были построены.

Проект новой дороги, идею которой мэр Москвы принципиально одобрил на прошлой неделе, — из этой же серии. Трассу планируется проложить по срединной части города, с юго-запада на северо-восток. Дорога предположительно будет начинаться от МКАД в районе Сколковского шоссе, пересечет Можайское шоссе, Молодогвардейскую улицу, Рублевское шоссе, пройдет по пойме Москвы-реки (по улице Нижние Мневники) и выйдет на развязку улицы Народного Ополчения с проспектом Маршала Жукова. Затем пересечет Ленинградское шоссе в районе метро «Сокол» и выйдет по Балтийской улице на Большую Академическую, пересечет Дмитровское шоссе в районе 3-го Нижнелихоборского проезда (здесь планируется новая развязка) и завершится на Ярославском шоссе.

Принципиальное отличие новой дороги от предыдущих попыток проложить по Москве хорду в том, что это, по большому счету, не мегапроект, требующий гигантских вложений и трудоемкого освобождения территории. Это перечень локальных мероприятий, объединенных общей идеологией: дать возможность автомобилям пересекать город не через центр или по одному из колец, а по альтернативному пути. Большинство улиц уже существует, надо где-то убрать светофор, сделав надземный или подземный пешеходный переход, где-то перебросить мост над железной дорогой, продолжить или расширить улицу (например, Большую Академическую). При этом обретают новый смысл другие крупные проекты, например, частью новой трассы становится Алабяно-Балтийский тоннель, изначально спроектированный как часть проекта «Большая Ленинградка» (вылетная трасса от Кремля до МКАД).

Как показали исследования, проведенные ЦИТИ, эффект от дороги должен оказаться заметным. В случае ее появления Ленинградка локально разгрузится на 25% за счет появления прямой связи Балтийской улицы и Большой Академической (сейчас в час пик одна-две полосы около метро «Войковская» заняты машинами, которые пытаются повернуть направо и блокируют движение) в целом на 20%. На столько же снизится загруженность проспекта Мира, легче станет и на Волоколамском шоссе (примерно на 10 — 12%). Особенно заметно повлияет дорога на МКАД — по расчетам, отсюда уйдут от 600 до 1200 машин в час (практически освободится целая полоса). Для всех автомобилистов части Москвы и Подмосковья, попадающей в зону воздействия хорды, среднее время поездки на машине сократится на 7%.