Собянин нашел деньги на метро

Сегодня состоялось совместное заседание столичного правительства и Минтранса, в котором приняли участие мэр Москвы Сергей Собянин, министр транспорта Игорь Левитин и министр транспорта Московской области Петр Кацыв. На нем градоначальник, как и планировалось, объявил о том, что власти Москвы завершили рассмотрение проекта программы развития транспортного комплекса московского региона до 2020 года. Теперь его передадут на обсуждение российского правительства.

Напомним, 22 марта Собянин поручил своему заму и по совместительству руководителю Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы Николаю Лямову закончить работу над документом до конца марта. Мэр особо подчеркнул, что к этому сроку Департамент транспорта должен согласовать решения с администрацией Московской области, Минтрансом и экспертами.

Итоговый документ, представленный сегодня, был составлен на основе предложенных Собяниным мер по улучшению транспортной ситуации. При этом, как сказал мэр, «большинство позиций уже согласованы».

Закончена также работа над программой по развитию московского транспортного узла. «Думаю, что сегодня мы можем одобрить основные параметры участия Москвы в этом крупнейшем проекте и передать эту программу на рассмотрение правительства Российской Федерации», — сказал Собянин.

Основными исполнителями программы являются министерство транспорта РФ, правительство Москвы, правительство Московской области, РЖД и частные инвесторы. Именно поиску последних Собянин призывает уделить особое внимание. «Их необходимо привлекать в максимальном объеме», — сказал он.

Москва и Подмосковье попадут в единую автобусную сеть

Определился Собянин и с приоритетами программы: так, по его словам, наибольшее внимание будет уделяться развитию общественного транспорта, в том числе созданию единой маршрутной сети пригородных автобусов. А в перспективе будет создан единый проездной документ по всем видам транспорта.

«Планируется сформировать единую систему транспортно-пересадочных узлов и новых современных автовокзалов в Москве и Московской области», — рассказал градоначальник. По его словам, Москва берет на себя задачу организации парковочного пространства, включая стоянок для такси. В столице будут приняты меры для увеличения пропускной способности городских магистралей.

«Мероприятия проводятся в рамках бюджета этого года, это большая системная работа. В этом году будут закончены основные предпроектные и проектные работы и начаты работы по целому ряду магистралей», — добавил Собянин. Он заверил, что федеральные и областные власти «обеспечат реконструкцию головных участков вылетных магистралей от МКАДа до Центральной кольцевой дороги».

Как по рельсам

Власти Москвы и области планируют совместно решать проблему развития пригородных железнодорожных перевозок. Объем пригородных железнодорожных перевозок в настоящее время составляет около 8% от всего объема перевозок пассажиров.

«Это огромное количество объема перевозок, но мы считаем, что этого явно недостаточно, исходя из того потенциала, который есть в пригородных железнодорожных перевозках», — подчеркнул Собянин. Он также отметил, что в рамках реализации программы планируется вывести за пределы МКАД значительную часть грузопотока.

Министр транспорта Игорь Левитин попросил мэра Москвы «в ближайшее время определиться по параметрам программы». По его словам, федеральное правительство хочет получить «реальные цифры, которые готовы выделить Москва и Московская область на ближайшие несколько лет». «Это нам надо для корректировки своей федеральной целевой программы до 2015 года, которую мы должны провести до 1 апреля», — уточнил министр.

Все упирается в деньги и ресурсы

Исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников рассказал BFM.ru, что рассчитывать на частных инвесторов при развитии транспортного комплекса московского региона действительно можно. Он сообщил, что ранее, в рамках городской целевой программы развития наземного транспорта на период с 2007 по 2009 год, занимающиеся пассажирскими перевозками компании вложили в обновление подвижного состава около 7 млрд рублей.

«Сейчас принимаются новые законы в области легковых таксомоторных парков. Парки будут увеличивать количество своего подвижного состава, чтобы его было столько, сколько полагается по нормам. Например, сейчас одна из крупнейших таксомоторных компаний в городе закупает 500 новых современных автомобилей. Это серьезная цифра: если каждая компания купит по 500 автомобилей, в Москве вообще проблемы с легальным такси не станет. Все это также можно воспринимать как инвестиции в развитие транспортного комплекса московского региона», — считает эксперт.

По мнению Свешникова, успех программы Собянина будет во многом зависеть от того, смогут ли столичные власти привлечь необходимых инвесторов. «Чисто бюджетных денег для ее реализации не хватит. Все упирается в деньги и ресурсы», — уверен исполнительный директор Московского транспортного союза.

Троллейбусы заменят на экобусы

Согласно представленному сегодня проекту, в Москве, в частности, появится интеллектуальная транспортная система (ИТС). Она обойдется в 27,7 млрд рублей, из которых частные инвестиции составят только 600 млн рублей. Как говорят разработчики программы, она позволит повысить пропускную способность дорог на 15%, среднюю скорость движения — на 17%, а выброс вредных веществ в атмосферу снизит на четверть.

Улучшить экологию должны и экобусы — автобусы, работающие на электричестве и на сжиженном природном газе (СПГ). Такими машинами в 2011–2012 годах заменят троллейбусы на основных магистралях. Это позволит избавиться от проводов и улучшить движение на троллейбусных участках.

С неба под землю

Что касается строительства метро, то 2011 году планируется ввести в строй лишь одну станцию, в 2012-м — пять, на юго-востоке и северо-западе города. Жители юго-запада, несмотря на объявленные более пяти лет назад планы по строительству легкого метро, по-прежнему остаются в изоляции. На юго-западе Москвы может появиться линия монорельса, которая будет идти от станции «Теплый Стан» до строящегося торгово-гостиничного комплекса на 41-м километре МКАД.

Один источник финансирования метростроительства мэр Москвы, похоже, уже нашел. В понедельник, 28 марта, в ходе совещания по созданию единого авиакомплекса на базе двух аэропортов Собянин предложил передать РФ долю во «Внуково» в обмен на средства на развитие метро. На сегодня Москве принадлежит 75% акций аэропорта «Внуково».

Нужно, сказал он, «либо передать пакет Российской Федерации, либо влить его в уставный капитал [объединенной с „Шереметьево“] компании, получив компенсацию в виде денег на строительство метрополитена в Москве».