Чиновники отнимают у жителей Москвы Битцевский лес

Вместо бесплатных лыжных прогулок москвичей загонят в платные надувные палатки

Журналисту положено проявлять сдержанность, о каких бы возмутительных вещах ни шла речь. Бывают, однако, моменты, когда сдерживаться нет сил и, наплевав на профессиональную этику, ты срываешься и кричишь: “Эй, слуги народа, да что же вы у нас все отнимаете и отнимаете? Когда уже вы нажретесь наконец, так вас и этак?”. У меня сейчас именно такой момент. И не только у меня. Еще у десятка тысяч москвичей, которые зимой любят бегать на лыжах, а летом кататься на велосипедах в Битцевском лесу.

Его у нас отнимают. Отнимают последнюю базу для тренировок и соревнований — Мекку лыжного спорта Москвы, созданную отнюдь не властями, а обыкновенными хорошими людьми, которые не ждали ни от кого помощи, а все делали сами. 20 лет восстанавливали оставшиеся с советских времен лыжные трассы, накатывали их “Буранами” и весь зимний сезон проводили гонки. Каждые выходные — соревнования. Для детей, спортсменов, любителей, ветеранов — с призами, награждениями, фотографиями.

Теперь всему этому пришел конец. 1 апреля отдел экологического контроля по ЮЗАО предписал региональной общественной организации “Спортивный клуб “Альфа-Битца” убраться из Битцы к чертовой матери: “Демонтировать строения, очистить территорию и восстановить нарушенное благоустройство ООПТ “Битцевский лес”.

Строения — это несколько бытовок. Там стоят “Бураны” и хранится инвентарь для подготовки трассы. Убирать его некуда. Но чиновники, понятно, отступать не намерены. Руководитель Департамента природопользования Кульбачевский уже обратился в прокуратуру, требуя привлечь лыжников к ответственности. Помимо предписания “убраться” клубу выписан штраф по линии госинспекции по недвижимости, а “экологическая инспекция” в придачу кошмарит тем, что придется оплатить рекультивацию земли: мол, надо взять пробы, чтоб оценить, какой урон лыжники нанесли Битцевскому парку.

“Экологическую инспекцию” я взяла в кавычки, поскольку она, конечно, никакая не экологическая. Она просто зачищает лесопарк от лыжников под смешным предлогом “защиты гнездующихся птиц”, а вся ее экологичность шита белыми нитками.

Бытовки спортклуба, мешающие гнездованию, стоят в ста метрах от МКАД. МКАД с его бешеным движением совершенно не мешает птицам. А лыжники, наоборот, их тревожат. Причем в самый ответственный момент — зимой, когда все в снегу и птицы гнездятся тут и там как подорванные.

На эту тему можно долго шутить. Но никакие шутки не скроют цинизма ситуации, в которой защита экологии используется для прикрытия коммерческих интересов.

Клуб “Альфа-Битца” — общественная организация, созданная людьми для людей. Поэтому с лыжников, которые катались по подготовленной клубом трассе, денег, конечно, никогда не брали.

У властей другой подход. Как рассказал в интервью сам Кульбачевский, Департамент природопользования планирует получить 120 млрд. руб. от бизнеса в зонах отдыха на природоохраняемых территориях. Для этого в столичных лесопарках будут установлены “пневмомодульные комплексы” — надувные павильоны с универсальным спортзалом, катком, прокатом, буфетами.

Вместо 20 километров прекрасной лыжной трассы в лесу москвичи получат резиновую палатку, чтоб за деньги поиграть там в мини-футбол, отстояв два часа в очереди.

Забудьте про спорт. Забудьте про свежий воздух. Забудьте про свои пристрастия. Вы любите лыжи? Забудьте про лыжи, купите билет — и марш в палатку. Департамент природопользования лучше знает, что вам надо.

Разумеется, все дело в деньгах. Если бы на Битце нельзя было заработать — власти оставили бы ее лыжникам. Еще бы похвалили: “Молодцы, привлекают детей к спорту, самостоятельно создали инфраструктуру, не ждали, пока им ее сделают, вот они, настоящие ростки гражданского общества, надо их узаконить и предоставить им трассу в аренду, раз они делают такое полезное и нужное дело”.

Но когда деньги рулят, гражданское общество катится туда же, куда лыжники, — к чертовой матери.

Удивительные у нас власти. Последовательно и настойчиво они превращают людей в своих врагов, отнимая то, что им дорого, унижая, обманывая и запугивая.

“Синие ведерки”, защитники Химкинского леса, теперь вот лыжники… Ненависть у народа к чиновникам множится в геометрической прогрессии, причем не по политическим причинам, а чисто по житейским.

Отнимают, отнимают, отнимают. Когда они нажрутся наконец?

Источник: http://www.mk.ru/social/article/2011/04/19/582490-chto-esche-u-nas-mozhno-otnyat.html

 

 

 

Битцевский и Бутовский лес распродали за копейки и хотят застроить многоэтажными домами!

Битцевский лес по-тихому распродают за копейки

На сайте премьер-министра Путина есть целая подборка его высказываний, касающихся необходимости развития массового спорта и пропаганды здорового образа жизни. Но в жизни эти его высказывания реализуются ровно наоборот. Причем делают это партнеры самого же Путина — государственные структуры и люди, на которых он опирается.

Трудно поверить, что такое возможно. Но грустная история зоны отдыха в Битце однозначно доказывает: да, так оно и есть.

											фото: Юлия Калинина
фото: Юлия Калинина

Зону отдыха атакуют без отдыха

Словом «Битца» в Москве называют конноспортивный комплекс в Ясеневе и Битцевский парк, который уходит в область от МКАДа. В данной статье речь идет о парке. Хотя правильнее будет назвать его лесом. По городским меркам это действительно лес — огромный зеленый массив, второй по величине в Москве после парка «Лосиный Остров».

Лет тридцать назад в Битце стихийно образовалась зона активного отдыха. Жители Бутова, Чертанова, Ясенева стали не только гулять здесь, но и заниматься спортом. Со временем из энтузиастов сложился любительский спортклуб «Альфа-Битца», который взял на себя подготовку лыжных трасс, уборку территории, проведение соревнований. Сегодня в Битцевском лесу можно увидеть бегунов, велосипедистов, гребцов, лыжников. Есть новички, но есть и множество серьезных спортсменов. В парке тренируются детские секции, сюда приезжают в свободное от сборов время профессионалы, проводятся летом кроссы, зимой — лыжные гонки.

Без всяких усилий со стороны властей, исключительно благодаря энтузиастам, Битца превратилась в базу тех видов спорта, которые требуют занятий на открытом воздухе.

Москве катастрофически не хватает таких мест. И если оно возникло само собой — его надо холить и лелеять как редкое дорогое растение, которое чудом сумело вырасти на голых скалах.

Но Битцу никто не холит и не лелеет. Наоборот, ее постоянно стараются угробить, пытаясь с разных сторон закрыть и застроить. Лыжная трасса, на которой катаются тысячи москвичей, из-за этого постоянно висит на волоске, остаются только пикеты и митинги.

Ситуация усугубляется тем, что у Битцы нет хозяина. Земли парка находятся в государственной собственности, но отдельными ее участками ведают разные землепользователи и даже разные субъекты Федерации: Москва, Московская область, ФСБ, СВР, ФГУ ВНИИ охраны природы.

И что примечательно: не все они используют свои участки законным путем.

Крысиная сделка

Подозрения в первую очередь вызывает участок леса в 60 га из земель сельского поселения Сосенское, который планируется застроить многоэтажными домами. В состав поселения входит ФГУП «Совхоз имени ХХI съезда КПСС», который и является хозяином данного участка.

Лет семь-восемь назад совхоз принялся раздавать свои земли в аренду за смешные деньги. Чтоб пресечь разбазаривание, в 2006 году совхоз передали ФСБ РФ специальным распоряжением тогдашнего премьер-министра Зубкова.

ФСБ изучила заключенные совхозом договоры, обнаружила, что договор с ООО «Веркрос», арендовавшим кусок Битцы, заключен неправомерно, и подала заявление об истребовании участка. Тяжба тянулась несколько лет, и в 2010-мВысший арбитражный суд принял решение, предписывающее «Веркросу» возвратить землю ФСБ, поскольку она была передана в долгосрочную аренду без согласия Федерального агентства управления госимуществом.

Как только это решение было принято и ФСБ получила землю, она тут же заключила с ООО «Веркрос» мировое соглашение, одним махом обнулившее завоеванную победу.

За «Веркросом» (уставный капитал — 10 тыс. руб., учредители — два кипрских офшора) по этому мировому соглашению права арендатора — сохраняются! Правда, взамен на компенсацию — 21 квартиру в Московской области.

Участок земли, который спецслужба отдала «Веркросу», стоит от 90 до 120 млн.долларов.

Цена 21 квартиры в Мытищинском районе — порядка 2,5 млн. долларов.

Равноценный обмен?

На этот вопрос, видимо, должна ответить военная прокуратура.

Есть и другие вопросы, требующие ответа прокуроров. Почему ФСБ решила торговать тем, что ей было дадено государством? Почему вместо того, чтоб прекратить разбазаривание государственной собственности, приняла в нем участие? И проводился ли, кстати, конкурс в соответствии с 94-м Федеральным законом на аренду ненужной ФСБ земли? Кто в нем участвовал? Какие на конкурсе были условия?

Вопросов на самом деле очень много.

У людей хотят отнять то, что им необходимо, — возможность гулять, бегать на лыжах, растить здоровых детей. Люди имеют право знать, кто это делает, как и зачем.

«Веркрос», кстати, получив обратно 60 га, тут же заключил договор с застройщиком — компанией «Мосстройреконструкция». Эта компания уже даже не коттеджи в Битце собирается строить, а многоэтажные дома и заведения городской инфраструктуры.

Вот вам, граждане, каменные джунгли вместо здорового образа жизни и массового спорта.

Подумаешь, какой-то Путин

Неправильно было бы сказать, что застройка Битцы беспокоит только узкие слои населения, а наверху — в правительстве и Министерстве туризма и спорта — о ней ничего не знают.

Знают.

В конце июля руководители шести спортивных федераций России обратились к премьеру Путину с письмом о судьбе Битцы. Они попросили запретить там любое строительство, закрепить зону отдыха за спортсменами и создать «мультиспортивный комплекс „Битца“ для занятий лыжным спортом, биатлоном, кроссовым бегом, велосипедным спортом и гребным слаломом».

Подписали это письмо известные уважаемые люди, отвечающие за свои слова: Сергей Лавров, председатель попечительского совета Федерации гребного слалома, Валентин Балахничев, президент Всероссийской федерации легкой атлетики, Елена Вяльбе, президент Федерации лыжных гонок, Михаил Прохоров, президент Союза биатлонистов, Владимир Вагенлейтнер, гендиректор Федерации велосипедного спорта, Владимир Лукин, президент Паралимпийского комитета.

В ответ на «письмо шестерых» премьер Путин дал поручение Министерству спорта заняться этим вопросом.

Занятий, однако, до сих пор никаких не проводится. Минспорта направило запросы по Битце в правительства Москвы и Московской области, но ответов не получило. Так, во всяком случае, сказал замминистра Юрий Нагорных, отвечая неделю назад в Уфе на вопросы журналистов. Корреспондент сайта российских лыжников ski-sport.ru поинтересовалась у Нагорных, кто в министерстве отвечает за исполнение поручение премьер-министра: «Есть ли какое-то конкретное лицо, с которым можно держать связь по этому вопросу?»

— Безусловно, такое лицо есть, — ответил замминистра Нагорных. — Извините, базы данных передо мной сейчас нет, если бы вы заранее этот вопрос мне озвучили, я бы вам сказал. Ежедневно в министерство приходят десятки поручений и сотни писем…

Предписание премьера, короче говоря, у них где-то там — в куче бумаг, которые каждый день приходят в Минспорта. Никакого особого внимания ему не оказывается. Отписали исполнителю и выкинули из головы.

У нас сотни писем, равенство граждан, поэтому все в очередь. Дойдет — рассмотрим. Подумаешь, какой-то Путин.

Временная остановка

На прошлой неделе в поселке Коммунарка прошли общественные слушания по изменениям в генплане, которые позволят «Мосстройреконструкции» построить в Битце многоэтажные дома. В слушаниях приняли участие пара сотен неравнодушных граждан.

Изменения удалось отклонить, но ясно, что это временная остановка.

Застройщик «Мосстройреконструкция», который, по всей видимости, и помог «Веркросу» заключить мировое соглашение с ФСБ, входит в питерскую группу компаний ЛСР («Ленстройреконструкция»). ЛСР принадлежит Андрею Молчанову, приемному сыну вице-губернатора Санкт-Петербурга Юрия Молчанова, близкого друга Владимира Путина. В конце 90-х они оба трудились в ЛГУ, Молчанов занимал должность проректора по международным связям, Путин был его помощником.

Другими словами, связи у «Мосстройреконструкции» надежные, позиции сильные, и вряд ли она отступится от намеченного плана сверхприбыльной застройки Битцы.

Получается, земля под застройку получена незаконно, но это не важно. Сотни тысяч москвичей лишатся возможности заниматься спортом, но это тоже не важно. Обещания власти развивать массовый спорт будут дискредитированы, но это тем более не важно.

Важно — деньги, прибыль. Остальное — чепуха.

«Наша цель — привлечь к занятиям физической культурой и спортом максимальное число граждан, сформировать и укрепить в обществе ценности здорового образа жизни», — сказал Путин в мае на Совете при президенте по развитию физкультуры и спорта.

Замечательные, правильные слова.

Но в контексте реальной жизни они, к сожалению, воспринимаются как анекдот.

 

Источник: http://www.mk.ru/politics/article/2011/10/16/633149-fsb-v-dole.html

27.09.2011. Для строительства школ в Москве больше не придется подбирать площадки

Компактные экономичные школы — для «затесненных условий застройки» — начнут строить в Москве в ближайшие годы. При этом здания будут соответствовать всем современным нормам и требованиям.

Творческий руководитель Московского научно-исследовательского института типового и экспериментального проектирования (МНИИТЭП), академик архитектуры Юрий Григорьев рассказал «Строительному миру», как будут выглядеть новые школы и в чем их отличие от существующих зданий.

Эксклюзивный материал портала «Строительный мир» – проекты новых школ

– Проекты большинства нынешних школ и детских садов были разработаны в конце 1980-х — начале 1990-х годов, – говорит Ю. Григорьев. – Сегодня эти объекты уже не соответствуют действующим нормам, правилам и педагогическим требованиям. Поскольку земельных участков, отведенных под строительство, в Москве становится все меньше, мы получили задание разработать проекты школ, которые органично вписались бы в плотную столичную застройку.

<!—

—>
(Увеличить фото)

Архитекторы начали работу над новыми проектами в конце прошлого года. Сегодня разработаны и находятся на стадии согласования два таких проекта школ: серии V-108 на 550 учеников и серии V-109 на 825 учеников (авторы проектов Григорьев Ю.П., Каптерев К.В., Харкина Н.Ю.). Будущие учебные заведения отличает новый подход к объемно-планировочным и техническим решениям такого типа зданий.

Обе школы спроектированы по принципу «широкого корпуса». Центральное ядро композиции образовано по первому этажу помещениями, не требующими естественного освещения. Это — зрительные залы (для школ серии V-108 на 250 мест, для серии V-109 на 275 мест). Над зрительными залами запроектированы спортивные залы, освещенность которых обеспечат зенитные фонари. Вокруг центрального ядра расположатся помещения, требующие естественного освещения, — учебные классы, лаборатории, столовая, блок медицинских помещений, мастерские и рекреации. Этот композиционный прием позволяет получить экономичные и компактные здания школ с короткими и удобными функциональными связями.

— Особенностью зданий является также то, что, благодаря своим объемно-планировочным решениям, они могут использоваться при любой градостроительной ситуации, — добавляет руководитель мастерской № 7, заслуженный архитектор РФ Кирилл Каптерев. — Главный вход может быть ориентирован на юг, юго-восток и восток. При дефиците земельных участков в Москве это важно.

Архитекторы разработали варианты размещения школ на трех различных по площади участках – из расчета территории 23, 16 и 10,5 кв. метров на учащегося. Первый вариант включает пришкольный стадион и может использоваться в регионах России, второй и третий – для стесненных условий застройки — более приемлемы для Москвы.

В обоих проектах заложен принцип возрастной и кафедральной дифференциации. Блок начальных классов располагается в правом крыле здания на трех этажах. На первом этаже гардеробы: слева – для старших ребят, справа (рядом с блоком начальных классов) – для учащихся младших классов. В школе на 550 учащихся предусмотрены два спортивных зала – 30х15м и 12х12м, в школе на 825 учащихся спортивных залов уже три – 30х15м, 15х9м и 12х12м.

<!—

—>
(Увеличить фото)

Еще одно новшество от архитекторов: в школе на 825 учеников два зала из трех могут объединяться. Между залами предусмотрены проемы для создания сквозных беговых дорожек.

Кроме того, спортзалы спроектированы таким образом, что их можно изолировать от всех остальных школьных помещений. Благодаря этому появляется возможность проводить соревнования и факультативные занятия для жителей района по вечерам и в выходные дни.

Что касается внешнего облика школ. На главном фасаде предусмотрены дизайнерские композиции с фасадными часами. Кроме того, в отличие от традиционной штукатурки в наружной отделке использованы вентилируемые фасады,. Это даст возможность вести наружную отделку в любое время года.

Проектировщики учли доступность школьных зданий для детей-инвалидов. В школе и на прилегающей территории для них созданы все условия. В вестибюле предусмотрен пандус, защищенный от непогоды. В каждом классе (при наполняемости 25 учащихся) есть три специально оборудованных места: для детей с проблемами слуха, зрения и инвалидов-колясочников.

По словам Ю. Григорьева, новые проекты должны быть утверждены к концу нынешнего года. Срок строительства школ нового поколения – от девяти до десяти месяцев, а срок их службы – многие годы. Не исключено, что первые экономичные школы появятся в Москве уже в следующем году. В дальнейшем такие проекты могут использовать и при застройке новых московских территорий.

Специалисты МНИИТЭПа разработали также индивидуальный проект нового детского сада на 220 мест (12 групп), который возводится из монолитных железобетонных конструкций и соответствует новым федеральным нормативам.

– Идея, заложенная здесь, – это трехэтажные секции групповых ячеек, которые объединяются административно-хозяйственным блоком, – рассказывает К. Каптерев. – Это дает возможность более широко применять проект в разных градостроительных условиях. Этот принцип восьмигранной групповой ячейки мы запатентовали.

<!—

—>
(Увеличить фото)

В отличие от существующих проектов детских садов здесь предусмотрено множество специализированных помещений: для кружковой работы, театральная мастерская, информационный центр, залы для отдыха и музыкальных занятий, кабинеты логопеда, психолога и массажиста, плавательный бассейн, спортзал, большой актовый зал с балконом.

Ясельные и младшие группы на первом этаже имеют отдельные входы. Дети средних и старших групп занимаются на втором и третьем этажах.

Ю. Григорьев добавляет, что такие детские сады уже построены в столице по десяти адресам. Их можно увидеть на Самаркандском бульваре на юге Москвы, на проспекте Вернадского на западе города и в других местах. У родителей и воспитателей эти детские сады пользуются повышенным спросом не только из-за удобной планировки, но и потому, что по своей архитектуре они являются украшением жилой среды.

– В связи с дефицитом мест в детских садах и увеличением рождаемости появилась объективная задача – укрупнение детских садов, – заключает К. Каптерев. – Но этот вопрос необходимо тщательно и всесторонне проанализировать.

В последние несколько лет в Москве возводятся школы и дошкольные образовательные учреждения следующих основных серий:
школы: И-1577А – на 550 учащихся, И-1605А – на 825 учащихся;
детские сады: И-1194 – на 125 мест (6 групп), И-1158 – на 220 мест (12 групп).

Эти проекты были разработаны в конце 1980-х–начале 1990-х годов. В 2000-х оборудование обновили, но объемно-планировочные решения остались прежними. В ближайшие годы им на смену придут инновационные современные проекты.


(Увеличить фото)



(Увеличить фото)

 



(Увеличить фото)


(Увеличить фото)

16.09.2011. В Северном Измайлово началось расселение 9 пятиэтажек

В районе Северное Измайлово Восточного административного округа (ВАО) Москвы начинается расселение 9 пятиэтажных жилых домов «сносимых» серий. Об этом сообщает пресс-служба префектуры ВАО.

По данным пресс-службы, расселяются жители домов по следующим адресам: 11-я Парковая ул., д. 52, кк. 1-4; 13-я Парковая ул., д. 35, кк. 1-4; 15-я Парковая ул., д. 46, к. 5. Отсюда в сентябре-октябре 2011 года жители переедут в квартал 1-2 района Гольяново.

«Освобожденные дома планируется сносить в декабре текущего года», – отметили в префектуре. Жители домов по адресам: 15-я Парковая ул., д. 42, к. 5; 9-я Парковая ул., д. 68, кк. 2,3, а также домов 47-го квартала (ул. Константина Федина, дд. 13, 15, 17, 19) должны быть переселены в 2012 году, а по адресу: 5-я Парковая ул., д. 62, к. 1, 2 – в 2013.

В сообщении также говорится, что «решается вопрос о реконструкции квартала 47 Северного Измайлово».

02.09.2011. Архитекторам школы в Марьиной Роще вручена премия города Москвы за 2011 год

На торжественной церемонии, прошедшей 1 сентября, одними из первых в списке удостоенных премии города Москвы за 2011 год мэр Москвы Сергей Собянин назвал творческий коллектив архитекторов в составе Константина Михайловича и Ольги Константиновны Коновальцевых, а также Ольги Николаевны Тищенко.

Как сказал градоначальник, «они награждаются за проектирование средней общеобразовательной школы — прекрасная во всех отношениях школа в старом московском районе Марьина Роща, одна из красивейших в Москве». Обращаясь к награжденным, С. Собянин подчеркнул: «Мы по праву считаем вашу выдающуюся работу успешными инвестициями и в образование, и в архитектуру».

Премия вручена за здание средней общеобразовательной школа N 1414 (до 1994 года — № 607) с углублённым изучением английского языка. Она расположена по адресу: ул. Советской Армии, д. 9 (на пересечении с улицей Трифоновской — район Марьина Роща, Северо-Восточный административный округ Москвы).

Школа была открыта 1 сентября 1936 года, в 2007 году старое здание было снесено, а уже 1 сентября 2009 новый 4-этажный корпус принял своих учеников. Новая школа построена по индивидуальному проекту на 550 мест (22 класса).

 



(Увеличить фото)

За это здание архитектурное бюро «АРСТ», в котором трудятся авторы проекта, получило «Хрустальный Дедал» — главную премию международного фестиваля «Зодчество-2009». Кроме того, на фестивале по направлению «Архитектурные произведения 2007-2009 годов», раздел «Постройки» эта работа была отмечена «Золотым Диплом фестиваля».

Кроме того, проект был отмечен и на престижном московском ежегодном конкурсе «Лучший реализованный проект в области инвестиций и строительства» за 2009 год. Эта работа признана лауреатом в номинации «Школьные и дошкольные учреждения».

Югославские и другие иностранные строители

Во времена СССР участие иностранного подрядчика гарантировало высокое качество работ и точное соблюдение графика стройки. Сейчас конкурентные преимущества зарубежных строителей уже не так очевидны, их заметно потеснили отечественные компании, но они по-прежнему диктуют правила игры на российском рынке недвижимости.

 

В начале 1990-х годов в слаборазвитую российскую стройиндустрию пришли иностранные подрядчики и сразу завоевали здесь немалую долю рынка. Отечественные строители умели возводить только типовые объекты, они не могли работать с качественными импортными материалами и были плохо мотивированы. «Найти надежного отечественного подрядчика было очень сложно. Российские строители могли подвести заказчика в любой момент», – говорит глава представительства компании «Савацкий» Марк Гройсман. В то же время рынок требовал объектов, соответствующих западным стандартам.

По словам Виктора Овсянникова из компании Vesco Construction, в этой ситуации самые сильные позиции заняли зарубежные компании, которые еще до перестройки наладили деловые отношения с Советским Союзом, например югославские. Пользуясь старыми контактами, они получали подряды на строительство и реконструкцию знаковых объектов. В сегменте коммерческой недвижимости лидирующие позиции заняли турки, которые первыми стали возводить в Москве высококлассные офисы. В 2000-х годах конкурентные преимущества иностранных подрядчиков уже не были так очевидны. Российским игрокам легче было договориться с местными инвесторами и заказчиками, и они заметно увеличили свою долю. Некоторые зарубежные строители не вынесли суровых реалий российского бизнеса. Они либо ограничили свою деятельность в России функцией генподрядчика определенного этапа строительства, либо вовсе покинули рынок, как это сделала, например, шведская Skanska.

«Сейчас российский инвестор нанимает австрийскую компанию, которая привлекает югославов, а непосредственно строят совсем другие люди», – описывает схему современного девелопмента управляющий партнер компании Blackwood Константин Ковалев.

 

Потому что у нас технология

 

Югославы – самая старая и закрытая диаспора российского строительного рынка. По мнению главы концерна «Крост» Алексея Добашина, югославские фирмы смогли в полной мере использовать связи, оставшиеся с советских времен, когда они работали в качестве подрядчиков строительства по госзаказам. «У них всегда было понимание правового регулирования, некий профессионализм, касающийся не столько самой стройки, сколько возможности правильно заключить контракт и взять на себя ответственность за соблюдение сроков», – говорит директор по развитию Swiss Realty Group Илья Шершнев. В 1990-е годы югославы строили дома, заказчиком которых выступал ГлавУпДК МИД, а также возводили первые элитные объекты. Многие из присутствующих на российском рынке югославских подрядчиков работают здесь с 1960-х – 1970-х годов, но мало кто знает названия этих компаний. «Почему? Да просто звезд с неба не хватают, а спокойно работают», – резюмирует Шершнев.

Глава и владелец кипрско-югославской компании Cyvas General Trade Ltd. Миливое Зечевич говорит, что у его фирмы в России больше заказов, чем она может выполнить, поэтому не нуждается в рекламе. Зечевич – один из первых иностранных строителей в России. В 1976 году по заказу ВАО «Интурист» он руководил возведением гостиниц «Ялта» и «Ореанда» в Ялте. В 1984 он уехал из России, а спустя 5 лет вернулся и стал работать во внешнеторговой организации «Прогресс». «В 1993 году в Югославии началась война, экспортно-импортная деятельность прекратилась, возвращаться было некуда, и я решил остаться в России», – вспоминает Зечевич.

В 1993 году он зарегистрировал на Кипре фирму Cyvas General Trade. «Тогда из-за войны многие югославские компании не сумели выполнить свои обязательства на российском рынке, репутация была подмочена. В такой обстановке было сложно пробиваться. Мы отличились тем, что создали свое проектное бюро в России», – говорит Зечевич. По его словам, работать помогала «славянская душа» – иногда компании удавалось получать проекты под честное слово. Первым стала реконструкция профилактория «Газпрома» в Ухте. Cyvas не отказывалась от ремонта квартир, компания Зечевича возводила атриум и крышу первого «Интуриста» на Тверской улице и боролась за крупные заказы, такие как гостиница «Националь». На сегодняшний день Cyvas, пожалуй, самая крупная и известная югославская фирма в России. Среди ее знаковых проектов – аэропорты Домодедово в Москве и Угольный в Анадыре, гипермаркет «Мосмарт» на Боровском шоссе. Годовой оборот компании превышает $100 млн.

На российском рынке работают десятки югославских компаний, однако никому из них не удалось захватить существенную долю рынка. При этом многие опрошенные «Ко» столичные девелоперы признались, что привлекают югославов в качестве подрядчиков строительства. «Для нашей компании югославские подрядчики возводили элитные дома в 1990-х – 2000-х годах, потом качество их работы стало не таким хорошим, да и цены выросли», – говорит коммерческий директор компании «Мироздание» (бывшая «КВ Инжиниринг») Георгий Кузин.

По словам Константина Ковалева из Blackwood, на этапе становления рынка опытные югославы имели существенное конкурентное преимущество, по сравнению с немецкими и австрийскими компаниями, в виде дешевой рабочей силы и гибкости ведения бизнеса. А в строительстве около 40 – 50% расходов идет на оплату труда строителей. Поэтому долгое время югославы диктовали цены и стандарты качества остальным игрокам. Когда конкуренция на рынке усилилась, многие компании стали генподрядчиками в классическом понимании этого слова, то есть начали привлекать на стройки не только своих соотечественников, но и более дешевую рабочую силу.

«Если соблюдать все правила и работать, как раньше, то наши цены окажутся гораздо выше цен российских компаний, которые к тому же зачастую уходят от налогов», – считает Зечевич. Сейчас югославские подрядчики позиционируют себя на рынке как европейские компании. «Югославы – честные и профессиональные строители, качество их работ – на европейском уровне. Но, может, те, кто стоял у истоков этих компаний, были из Югославии, но сейчас, как таковых, югославских фирм на рынке нет. Скорее, это компании, созданные выходцами из Югославии, они полностью ассимилировались в России», – полагает Георгий Кузин.

 

Турецкий товар – красота очень большой

 

Строительные компании из Турции считаются самыми активными игроками московского рынка недвижимости. Они уже давно занимаются не только подрядными работами, но и девелопментом, а некоторые из них выступают даже в качестве инвесторов. Турецким первопроходцем на российском рынке считается Enka. Управляющий директор компании Praedium Рубен Алчуджян вспоминает Вакура Окера, который в 1980-е годы приехал в Россию развивать бизнес турецкой строительной компании. «Сейчас, насколько я знаю, он вернулся в Турцию, но у него было четверо подчиненных: Эркан Эркек, Ферит Йилдырим, Бурак Оймен и Толга Гузельче – все они остались в России», – говорит Алчуджян. Сейчас эти менеджеры занимают руководящие посты в крупнейших компаниях. Эркан Эркек – генеральный директор казахской девелоперской Capital Partners, партнером которой является Бурак Оймен. В свою очередь, Ферит Йилдырим возглавляет российское подразделение консультанта DTZ, а Толга Гузельче работает управляющим директором Enka в России.

«Турецкая Enka начала работать на российском рынке в качестве строительной компании в конце 1980-х годов, а как девелопер-инвестор – в начале 1990-х», – вспоминает Эркан Эркек. Первым ее проектом стала реконструкция «Петровского пассажа», потом турки перестроили здание Госплана, а затем восстановили Белый дом после событий 1993 года. Однако главной удачей Enka называют создание в 1991 году совместного предприятия с московским правительством – компании MosEnka. Новая структура занялась строительством бизнес-центров: построила комплекс MosEnka в районе Цветного бульвара, затем появилось еще четыре одноименных офисных здания в разных районах Москвы. После этого в 1995 году был возведен бизнес-центр класса «А» «Парк Тауэрс», а год спустя компания вывела на рынок бизнес-центр «Красные Холмы» с пятизвездной гостиницей Swissotel. «Этот этап стал расцветом девелоперской деятельности Enka, а сотрудничество с Комитетом архитектуры правительства Москвы обеспечивало наличие всей необходимой исходно-разрешительной документации и проведение коммуникаций», – рассказывает Рубен Алчуджян.

Параллельно турецкая компания развернула деятельность в качестве генподрядчика. В частности, Enka построила грузовой терминал в аэропорту Домодедово. Занялись турки и ритейлом. В 1997 году в Москве была основана компания «Рамэнка», управляющая торгово-розничной сетью «Рамстор». Половина акций компании принадлежит Enka, остальными владеет турецкая компания «Кос». Первый супермаркет сети открылся в 1997 году – турки были первыми иностранными ритейлерами на российском рынке. В 2006 году выручка сети достигла $900 млн.

Набравшись опыта и связей за время совместной работы с московским правительством, Enka начала действовать самостоятельно. Одним из ее первых собственных проектов стал комплекс зданий на Павелецкой площади: «Павелецкая Плаза», «Павелецкая Плаза-2» и «Павелецкая Тауэр». Первые два здания были открыты в 1998 году, а последнее появилось три года назад. Однако настоящий расцвет компании на строительном рынке начался после запуска проекта «Москва-Сити», в котором Enka выступает в качестве подрядчика, инвестора и девелопера. По словам Ильи Шершнева, турки фактически реанимировали долгострой «Москва-Сити». В настоящий момент компания строит центральное ядро делового центра для «Стройинком-К» Леви Леваева и башню «Евразия» для MCG Павла Фукса. В рамках «Москва-Сити» Enka реализует и собственный проект – «Башня на набережной» – комплекс, состоящий из трех небоскребов, два из которых уже возведены, а третий должен быть введен в эксплуатацию в ближайшее время.

Подрядная и девелоперская деятельность турецкой компании не ограничивается деловым центром, недавно Enka стала подрядчиком и инвестором многофункционального комплекса в аэропорту Шереметьево. Компания согласилась вложить в этот проект $125 млн собственных средств. Именно ее выбрала IKEA для строительства первого в своей истории бизнес-центра, который предполагается открыть в Химках.

Часть доходов Enka получает от сдачи офисных центров в аренду. В настоящий момент турецкая компания, по ее собственным данным, располагает 19 работающими офисными зданиями, в которых сдаются в аренду 180 000 кв. м. Турецкая компания только за этот счет зарабатывает $150 –180 млн ежегодно. Однако, по данным Forbes, эта сумма намного выше и составляет около $300 млн в год, что позволяет изданию считать Enka третьим рантье московского региона – после IKEA и структур Зараха Илиева. «В настоящий момент Enka, наверное, является первой компанией по метражу построенных ею зданий и по такому показателю, как выдерживание сроков работ, а по репутации входит, по крайней мере, в первую тройку. Лидирует она и в качестве подрядной организации. Enka сейчас работает в разных городах России, строит и склады, и офисы. Западные компании по качеству работают лучше, но по срокам строительства никто не может сравниться с Enka, потому что турки выдерживают их с точностью до недели, а иногда сдают объекты на несколько дней раньше. Для меня до сих пор загадка, как можно это так рассчитать», – говорит Алчуджян.

Казалось бы, мало кто может составить конкуренцию Enka, однако, по словам экспертов, на пятки ей наступает другая турецкая строительная компания – «Ант Япы». По данным участников рынка, эта фирма уже построила в Москве около 1 млн кв. м недвижимости. В частности, она является подрядчиком всех объектов российской девелоперской компании Capital Group и самого высокого здания в Европе – «Башни Федерация», которую строит в «Москва-Сити» компания Mirax Group. «Конечно, наша совместная работа с «Ант Япы» не означает, что мы просто «ставим» их на все наши проекты, каждый раз мы устраиваем тендер, и каждый раз эта компания его выигрывает. В итоге мы довольны и сроками, и качеством выполненных работ», – рассказывает коммерческий директор Capital Group Алексей Белоусов.

В Mirax Group тоже довольны турецкими строителями, российская корпорация пригласила «Ант Япы» и на другие свои проекты. «Нашим подрядчиком на «Миракс Плазе» могла стать австрийская компания Strabag, к которой мы относимся с большим уважением, но мы выбрали турецкую «Ант Япы», которая по уровню уже сравнялась с Enka», – говорит заместитель председателя совета директоров Mirax Group Артур Александров.

Присутствие турецких компаний в Москве не ограничивается исключительно лидерами рынка – «Ант Япы» и Enka. По словам Георгия Кузина из компании «Мироздание», «турки – это самая мощная строительная диаспора в Москве, здесь работают десятки турецких компаний». Однако их успеху, несомненно, способствует репутация известных соотечественников. «Enka реализовала крупнейшие проекты на офисном рынке Москвы. Она фактически считается основателем рынка офисов класса «А» в Москве и в России. Ее проекты были самыми эпохальными и пионерскими. Турки уникальны, в том числе потому, что работают в стиле, который нравится Лужкову и московским чиновникам», – отмечает Кузин.

 

Австрийцы банкуют

 

В последнее время львиную долю крупнейших строительных проектов в России ведут австрийские компании. Одна из них – Strabag – стала подрядчиком первой очереди строительства частного города Виктора Вексельберга. Именно австрийцам компания «Ренова-Стройгруп» доверила возведение района «Академический» в Екатеринбурге.

Фирма Strabag пришла в Россию довольно давно. Многие иностранные компании, например та же Enka, начинали с роли подрядчика и только затем занялись девелопментом. У Strabag все было наоборот. «Первый наш проект в России мы запустили в 1993 году – это был бизнес-центр «Форум», мы сами финансировали строительство и выступали в роли генподрядчика. В рамках этого проекта мы возвели три здания, основным арендатором которых стал «Русал». Затем построили здание Центробанка, после этого получили подряд на строительство здания Внешторгбанка», – рассказывает «Ко» гендиректор российского подразделения Strabag Александр Ортенберг. Изначально эта структура работала под брендом Ilbau, но в 1997 году объединилась со Strabag. «В Россию мы пришли как девелоперы, поскольку строительной компании, не имевшей опыта в этой стране, достаточно сложно получить первый контракт. За те два года, пока строили здания для себя, мы создали небольшую строительную структуру, и это нам позволило предлагать свои услуги в качестве генподрядной организации. Теперь во всех проектах мы выступаем исключительно как подрядная организация, и основной наш бизнес в России – это строительство», – говорит Ортенберг. На сегодняшний день Strabag является генподрядчиком на каждой второй крупной стройке в России, оборот компании составляет $500 млн в год. В числе ее знаковых проектов – реконструкция гостиницы «Москва».

Свой успех в РФ в компании объясняют несколькими факторами. Во-первых, хорошими взаимоотношениями с местными властями. «Мы никогда не видели никаких проблем с российскими чиновниками, однако в каждой стране есть своя специфика, и мы создали подразделение по взаимодействию с городскими структурами», – рассказывает Ортенберг. Во-вторых, по его словам, компании помогает тот факт, что в ней работают по большей части местные специалисты. «Из России уходили многие западные строители, которые не смогли пережить кризис 1998 года. Strabag выжил здесь только за счет того, что имеет достаточное количество местного персонала: у нас работают около 600 инженеров, из которых 500 человек – россияне. Это позволяет нам держать цены на достаточно невысоком уровне и быть конкурентоспособными на рынке», – объясняет гендиректор российского подразделения Strabag.

Последнее время у австрийцев в России появилось еще одно преимущество. В начале 2007 года руководство Strabag приняло решение, по которому российское подразделение теперь подчиняется только правлению концерна напрямую, поэтому менеджменту не нужно согласовывать каждое свое действие. По словам Ортенберга, в результате этой реформы согласования – да и то на идейном уровне – требуют только очень крупные проекты.

Высокому доверию головной компании существует объяснение. Несколько лет назад концерн решил, что российский рынок будет для него самым приоритетным, несмотря на то, что фирма считается крупнейшим по обороту строителем в Европе. Поэтому была разработана целая стратегия компании в России. «Мы запланировали увеличить объемы строительства, в том числе приступить к возведению дорог, заводов, а также работать по принципу государственно-частного партнерства: строить платные автострады и платные мосты», – рассказывает Ортенберг. Для этого в концерне создано специальное подразделение, которое занимается как финансированием, так и самими строительными работами.

Недавно Strabag создала совместное предприятие с Deutsche Bank. В итоге на московском рынке недвижимости появилась первая компания без российского участия. Новая структура станет работать в двух направлениях. «Первая часть нашей деятельности будет заключаться в оценке проектов, которые решит финансировать банк. Второе, чем мы займемся, это совместным инвестированием в девелоперские проекты», – говорит Александр Ортенберг. Примечательно, что одним из владельцев Strabag является Raiffeisenbank, однако в данном случае руководство австрийского концерна дало добро на объединение с конкурирующей структурой – исключительно ради развития девелоперского подразделения.

Австрийские строители нашли мощного партнера в лице известного московского девелопера Дмитрия Гаркуши, в свое время едва не купившего гостиницы «Украина» и «Россия». В настоящий момент Гаркуша руководит реконструкцией «Москвы». Он же возглавил новую девелоперскую компанию. Стоит, однако, напомнить, что Strabag уже предприняла однажды неудачную попытку стать крупным российским инвестором. Компания принимала участие в конкурсе на право реконструкции гостиницы «Россия» и была готова на паях с наследным принцем эмирата Дубай вложить в проект $2 млрд, однако проиграла «СТ Групп» Шалвы Чигиринского. Теперь Strabag планирует реализовывать менее амбициозные проекты и ограничиться офисной и элитной жилой недвижимостью. Партнеры уже сформировали начальный пакет инвестиционных проектов, включающий в себя 1 млн кв. м недвижимости. Совокупный объем инвестиций составит более $2,5 млрд. В частности, по словам Ортенберга, одним из проектов новой структуры станет возведение гостиничного комплекса на Софийской набережной.

Эксперты также не исключают, что инициатива о создании СП исходила изначально от Deutsche Bank, страстно желающего войти в крупные девелоперские проекты на правах инвестора или будущего совладельца зданий, в частности, все той же гостиницы «Москва». Кредитное учреждение недавно открыло девелоперу гостиницы компании «Декмос» линию на $600 млн. В настоящий момент 51% акций «Декмоса» принадлежит американской Decorum Corp., а 49% – правительству Москвы. После запуска гостиницы «Декмос» планирует провести IPO, организатором которого должен стать Deutsche Bank. Предполагается, что банк выкупит часть акций отеля. Кроме того, для вхождения в новые проекты банку необходим специалист, который давно работает на российском рынке. Таким партнером и стал концерн Strabag.

«По многим проектам мы останемся только строителями, но, скорее всего, найдется ряд проектов, которые покажутся нам интересными, и мы их также профинансируем», – предполагает Ортенберг. По его словам, австрийский холдинг не планирует ограничивать свою деятельность в России сотрудничеством с банкирами. Сейчас оборот компании составляет около $500 млн в год, в ближайшее время его планируется увеличить вдвое, не включая обороты подразделения, которое будет заниматься строительством дорог. «Мы заключаем первые контракты в регионах. Строим также заводы в Московской и Ленинградской областях. Вместе с компанией «Ренова» планируем работать в Екатеринбурге и Челябинске. Уже открыто представительство в Уральском регионе. Один из наших первых контрактов в Южном регионе – это горнолыжный курорт «Роза Хутор», который возводит «Интеррос». Сейчас мы начали присматриваться к Казани и Нижнему Новгороду», – строит планы гендиректор русского Strabag.

По мнению экспертов, планы Александра Ортенберга вполне осуществимы. На руку известному строителю интерес российских олигархов к участию в нацпроекте «Доступное жилье». «Привлечение западных компаний в такие проекты объясняется уверенностью в их надежности и желанием заработать на «чужом» успехе. Кроме того, они предоставляют финансовые гарантии окончания строительства. А когда возводишь на заемные средства, особенно на западные банковские деньги, рисковать совсем не хочется», – объясняет Рубен Алчуджян. Учитывая то, что партнером Strabag теперь является Deutsche Bank, это мнение выглядит вполне логичным.

 

Quadratisch, praktisch, gut?

 

Если турецкие компании прославились в России строительством офисных башен, а австрийцы сосредоточились на крупных гостиничных контрактах и возведении дорог, то немецкие строители выбрали строительство аэропортов. Германская компания Hochtief строит новые терминалы в Шереметьево. В свое время она заработала весьма необычную репутацию: в 1930-е годы построила Дворец съездов НСДАП в Нюрнберге, в 1945 году возвела подземный бункер Гитлера в Берлине, в котором диктатор покончил с собой. Компанию неоднократно обвиняли в использовании труда узников концлагерей, однако руководство Hochtief эти обвинения отрицало. Более того, оно сделало все возможное, чтобы создать себе имидж высококлассного специалиста по возведению сложных объектов, к числу которых относятся и аэропорты, управление которыми также входит в компетенцию Hochtief. Эта немецкая компания построила первую атомную электростанцию Германии и новый аэропорт в Афинах.

В России она решила использовать уже существующие наработки. В 2003 году Hochtief представила проект реконструкции Шереметьева-2, а затем, в середине 2006 года, стала генподрядчиком работ. Интересно, что конкурентами компании на конкурсе выступали корейская Lotto, французская Vinci и австрийская Strabag. «Дополнительное достоинство иностранных компаний заключается в том, что они еще и проектируют. Обычно крупный подрядчик берет на себя комплексное проектирование, потому что он уже построил 10 – 20 похожих зданий по всему миру, и ему нетрудно построить еще 20 – 30 таких зданий практически по тому же типовому проекту», – говорит Артур Александров из Mirax. По такой же схеме, отмечает эксперт, в свое время Hochtief возвела Mercedes-Benz Plaza на Ленинградском проспекте.

Для немецкой компании Шереметьево стал главным российским проектом. Hochtief получила контракты на реконструкцию обоих терминалов аэропорта, и в рамках перестройки Шереметьева-1 она уже возвела так называемый «Терминал С». Строительные работы стоили администрации аэровокзала первоначально $87 млн, однако позднее смета была увеличена до $120 млн. В результате, чтобы расплатиться, ОАО «МАШ» пришлось заложить здание действующего терминала. Затем репутацию стройки подпортил Ростехнадзор, который объявил запуск нового терминала незаконным. В итоге ведомство все-таки разрешило ввести терминал в эксплуатацию, но без трехуровневого паркинга, который, по его мнению, был построен с нарушениями. В администрации аэропорта все обвинения отрицают и обращают внимание на то, что впервые в мировой истории новый терминал был закончен всего за один год. В активе Hochtief, помимо реконструируемых терминалов, есть еще несколько знаковых проектов – «Берлинский дом» в Москве для Westdeutsche Immobilien Bank по соседству с «Венским домом» Strabag.

«Hochtief и Strabag – это аналогичные компании мирового уровня. Для меня неудивителен приход на рынок таких игроков. У российских компаний подобного опыта нет: ведь наш рынок коммерческой недвижимости существует всего лет 15 – 20, а до этого строительством занимались различные советские организации», – объясняет Рубен Алчуджян. В мае 2004 года «Берлинский дом» был продан более чем за $40 млн, высокую стоимость сделки эксперты тогда объяснили хорошим качеством строительных работ. Помимо этого проекта немецкая строительная компания ввела в эксплуатацию закрытый коттеджный поселок «Монолит» и спроектировала «Мегу» в Теплом стане. Совместно со Skanska компания также построила жилой комплекс «Кунцево», в котором зимой 2006 года прорвало водопровод. В результате было перекрыто движение по Можайскому и Аминьевскому шоссе, а подземный паркинг оказался на полметра в воде.

По словам участников рынка, Hochtief – гораздо менее успешная компания, чем та же Strabag. Тем не менее немцы не собираются уходить из России и ведут переговоры о реконструкции международного аэропорта в Нижнем Новгороде.

 

Религия и труд все перетрут

 

Конкурентами иностранных строителей в России эксперты называют этнические или религиозные диаспоры. В 1980 – 1990-е годы одними из самых выгодных легальных сфер отечественной экономики были торговля и строительство, поэтому именно туда устремились «этнические капиталы». Как считает заместитель генерального директора Delta Estate Павел Пряников, первоначально они, как и иностранные подрядчики, были поставлены в заведомо выгодные условия, получив право на формирование легальных лоббистских структур в виде общественных организаций. Например, Всероссийский азербайджанский конгресс, Российский еврейский конгресс (РЕК) и т.д. По словам политологов, в Москве существуют три наиболее влиятельные диаспоры: азербайджанская, армянская и еврейская. При этом последняя очень неоднородна. Так, предприниматель Леви Леваев (Africa-Israel) представляет бухарскую еврейскую общину, Зарах Илиев и Тельман Исмаилов («Группа АСТ») – горскую еврейскую общину, руководитель стройкомплекса Москвы Владимир Ресин входит в руководство РЕКа, который представляет интересы «светских евреев». Каждая из них лоббирует в первую очередь интересы своей общины. По словам участников рынка, нередко диаспоры получают площадки и инвестконтракты от московского правительства напрямую, а не на вторичном рынке. «Например, именно таким образом был построен ТРК «Ереван-Плаза», а армянская и московская официальные стороны вообще создали Рабочую комиссию по сотрудничеству между Москвой и Арменией, возглавляет которую префект ЦАО Сергей Байдаков», – говорит Пряников.

Яркий пример особых отношений этнических диаспор с городскими властями – продажа гостиницы «Украина» за $275 млн никому не известной компании «Бисквит», которая, по данным экспертов, представляет интересы Зараха Илиева. Он и его партнеры владеют крупными столичными торговыми центрами (в том числе ТЦ «Москва» и «Гранд»), площадкой под бывшим «Военторгом». В торгах за «Украину» компания Илиева обошла таких маститых претендентов, как структуры, близкие к главе «Русснефти» Михаилу Гуцериеву, а также фирму, представляющую интересы АФК «Система». Лобби татов (горских евреев) утвердилось, когда замглавы Росприроднадзора Олег Митволь и депутат Александр Хинштейн потерпели неудачу в «борьбе» против возведения структурами Илиева торгово-развлекательного центра «Европейский» на площади Киевского вокзала. По словам Шершнева, таты на внешнем рынке контрактов не получают. «Я бы не стал ставить их в один ряд с Enka, Cyvas и Strabag. У этих структур нет самостоятельности, их нельзя воспринимать как единое целое», – говорит эксперт.

 

Франкокитай

 

По мнению главы «Кроста» Алексея Добашина, экспансия иностранных подрядчиков на отечественный рынок с каждым годом усиливается. «Эту тему замалчивают, возможно, сказывается наша «мечта о «железном занавесе», – говорит Добашин. По его мнению, этот процесс станет заметным к 2009 году.

Новыми фаворитами российского строительного рынка чаще всего называют французов и китайцев. Так, в начале марта московские власти озвучили грандиозные планы комплексного освоения подземного пространства столицы, в соответствии с которыми в год будет застраиваться до 1,5 млн кв. м. К участию в проекте уже готова крупнейшая французская дорожно-строительная компания Vinci Park с оборотом около 0,5 млрд евро. Почти одновременно с заявлениями властей для участия в инвестиционных конкурсах французы создали СП «МосПаркингИнвест» с Московским институтом гаражного строительства. Vinci Park планирует построить в столице минимум 20 паркингов, инвестировав $300 млн.

Более того, осенью прошлого года Vinci стала первой иностранной компанией, которая официально подтвердила намерение участвовать в проекте строительства платной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург. Причем, французы успели подстраховаться на федеральном уровне. Две недели назад президент административного совета группы VINCI Ив-Тибо де Сильги стал независимым директором наблюдательного совета ВТБ в преддверии IPO банка.

Однако самые большие надежды и опасения участников рынка направлены на китайцев. По словам Георгия Кузина, китайцы делают первые шаги на российском рынке, но за ними будущее. Встройке самого высокого небоскреба Европы – комплекса «Федерация» уже участвует «Всекитайская государственная инженерно-строительная корпорация» и компания YUANDA. Осенью 2007 года стартует проект первого в Москве делового чайна-тауна «Парк Хуамин». В строительство двух башен – 50 и 35 этажей – между ВВЦ, Ботаническим садом и трассой Четвертого транспортного кольца китайцы намерены вложить около $500 млн. Финансировать строительство делового чайна-тауна будет пул китайских инвесторов, в который вошли две экспортно-импортные корпорации, а также компании CNPC и «Великая стена». Участвовать в конкурсе подрядчиков будут, как минимум, три крупных строителя из Поднебесной – «Шанхайская строительная корпорация», «Всекитайская государственная инженерно-строительная корпорация» и YUANDA. Первая компания застроила небоскребами Шанхай, вторая участвует в обустройстве летней Олимпиады-2008 в Пекине. «Для будущего расширения партнерства есть и политические основания. Сейчас проходит год России в Китае и год Китая в России», – отмечает источник «Ко» в московском правительстве. Китайским инвесторам благоволят и на родине российского президента. В Санкт-Петербурге выходцы из Поднебесной вкладывают более $1,25 млрд в возведение комплекса «Балтийская жемчужина», а также примут участие в конкурсе по выбору инвестора для строительства Орловского тоннеля под Невой. По словам Добашина, в Новосибирске китайцы давно играют в открытых тендерах на предмет получения генподряда и предлагают цены, сравнимые с российскими компаниями. Кроме того, их финансируют китайские банки, которые стимулируют экспансию в Россию.

Рассуждая о поле деятельности новых иностранных игроков, эксперты называют проект строительства городов и нацпроект «Доступное жилье». По словам источника «Ко» в мосправительстве, участие австрийцев в проекте «Реновы» в Екатеринбурге – прецедент на рынке. С одной стороны, у компаний, заявивших о возведении миллионов квадратных метров, нет собственных строительных мощностей, но, с другой стороны, проект пользуется бюджетной поддержкой, а государство не любит оказывать помощь каким-либо иностранным компаниям. Вероятной перспективой развития иностранных строительных компаний может стать участие в проектах новых девелоперских структур крупных сырьевых компаний. Далеко не все олигархи в состоянии повторить «подвиг» Олега Дерипаски и купить гигантского генподрядчика «Главстрой». Вопрос в том, пожелают ли иностранные строители довольствоваться ролью подрядчиков или захотят сами осваивать рынок в качестве девелоперов?

Источник:  http://ko.ru/articles/16338

Строительство

Наш блог о строительстве.

Здесь мы будем писать и обсуждать все вопросы связанные со строительством.  Строительство домов, строительство зданий, строительство коттеджей.

Мы обсудим также, проблемы энергосбережения, энергоэффективные дома, системы автономного энергообеспечения. вопросы экологии строительства, экономику строительства, как снизить себесоимость строительства.

Темы это сложные и важные, мы постараемся их раскрыть в нашем блоге о строительстве.

Ну и конечно, мы будем публиковать новости на строительную тематику.

Спасибо, что Вы с нами!